Калама – Икике: первое испытание дюнами.

6 января, Икике. Окрестности Икике с самолета смотрятся как большая песочница у воды. Как будто какой-то карапуз хорошо поиграл здесь – горки, канавы… И только очутившись на земле понимаешь величие природы. Огромные песчаные горы у бушующего Тихого океана.  Грозное дыхание Атакамы встречается здесь с холодными океаническими течениями. Пустыня с высоты около полутора тысяч метров, вдруг внезапно, почти под вертикальным углом срывается к воде. По берегу разбросаны огромные валуны вулканической природы – застывшая коричневая магма с вкраплениями более мелкой породы. Собственно и здешние горы имеют каменное твердое основание, просто постоянные в этих местах ветры почти полностью засыпали их песком. Рядом с Икике находится город-призрак Амберстоун. Построенный для горняков добывающих селитру и бывший до 50-х годов прошлого века оживленным промышленным центром город опустел после того как появились синтетические нитраты и необходимость в добыче селитры отпала. После такого местного антуража, падающие на огромной скорости с дюны,  как будто с небес, гоночные автомобили уже не кажутся чем-то сюрреалистичным.
Помните Мэла Гибсона в популярном в 80-е годы фильме «Безумный Макс»? Запыленные мотоциклы и автомобили, экипажи, измотанные невыносимой жарой и поиском направлений среди огромных песчаных дюн на этапе Калама-Икике – ни дать ни взять сюжет из фантастического кино.  Несмотря на смешанный старт (грузовики стартовали вместе с легковыми в порядке по результатам вчерашнего финиша) между появлением на финише в Икике лидеров легкового зачета и грузовиками прошло довольно много времени. Это было связано с тем, что первые 100 километров допа были очень скоростными и джипы ушли в отрыв. Но зрители на финише, несмотря на паузу и не думали расходиться, напротив постоянно слышалось «камионес, камионес», что на испанском означает грузовики. Многие, возомнив себя фотографами, вооружившись мобильниками, лезут всё выше в гору, чтобы поймать удачный кадр.
Первым с ревом проносится грузовик Фирдауса Кабирова, его время сегодня лучшее. Зрители в восторге. С приличным отставанием следом появляются Владимир Чагин (он по итогам дня четвертый (+00:22:17), Алес  Лопрайс (третий результат,+00:21:25), Эдуард Николаев (второй результат +00:20:05) и Франц Эхтер (пятый результат (+00:25:48).  Ситуация на этапе разворачивалась следующим образом: на первой контрольной точке Чагин уверенно лидировал, причем наш ближайший иностранный соперник Алес Лопрайс из-за допущенной навигационной ошибки отставал от него почти на 11 минут. Но где-то за 120 километров до финиша грузовик Владимира Чагина на большой скорости влетел в яму и получил серьезное повреждение передней подвески и рулевого управления. Экипажу потребовалось около 30 минут для того, чтобы устранить неисправность и продолжить движение.
Итоговая таблица по результатам 5 этапов выглядит следующим образом: Фирдаус Кабиров, Владимир Чагин (+00:13:36), Алес Лопрайс (+00:25:20), Эдуард Николаев (+01:03:10) и Франц Эхтер (+01:03:15).
 Казахстанец Артур Ардавичус сегодня тринадцатый, в итоговой классификации команда «Астана» на КАМАЗе – двенадцатая. Результат для дебютантов Дакара замечательный.
В зачете джипов первым на финише был француз Стефан Петрансель (BMW), 1 минуту 24 секунды уступил ему катарец Насер Ал-Аттия (VW) и 3 минуты 15 секунд – испанец Карлос Сайнс (VW). Борьба в этой категории очень плотная. Итоговое время по итогам первых пяти этапов разнится у лидеров Сайнса, Петранселя и Ал-Аттия в пределах трех минут. Оба россиянина выступающие в этой категории имели на этапе Калама-Икике проблемы. Самое большое разочарование дня – сход Леонида Новицкого. Россиянин, уверенно шедший до сегодняшнего дня седьмым, а на этапе уступавший Сайнсу всего около 10 секунд, после прыжка на одной из кочек получил перелом запястья. «Из-за перелома в двух местах управлять автомобилем я при всем желании не смогу, — сообщил нам Леонид Новицкий, — я принял решение сняться с гонки. Автомобиль на бивуак привел мой штурман Энди Шульц. Мы очень готовились к этому Дакару. Обидно, но что поделаешь…». У экипажа  Александра Мироненко и Сергея Лебедева по предварительным данным возникли проблемы с подвеской на 160 километре спецучастка.
Россиянин Алексей Наумов на мотоцикле Honda сегодня шестидесятый, по итогам 5 этапов – пятьдесят второй, учитывая количество участников в категории мотоциклистов – это очень солидный результат.
Руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Якубов, подводя итоги сегодняшнего этапа, сказал: «День удачный. Все наши пилоты проехали с хорошим результатом. Лишь потеря Чагиным 30 минут из-за поломки выглядит обидной, но учитывая, что впереди еще долгий путь и мы еще не дошли до середины ралли, это не кажется серьезной проблемой. Я думаю, что ситуация поправима, самое главное, что все 5 грузовиков находятся в исправном состоянии и готовы продолжить гонку. Ну а то, что три грузовика команды в четверке лучших, то это, я считаю, отличный результат на сегодняшний день».
Ильгизар Мардеев: «Изюминка дня – спуск к океану».
Ильгизар Мардеев после этапа выглядит усталым, но довольным. Интересуемся впечатлениями от этапа Калама-Икике.
 «Первые 100 километров этапа были очень скоростными. Следующие 100 километров сплошные колдобины, бьющие людей и машины. Стена пыли, ничего не видно, просто кошмар какой-то! Потом были более-менее ровные дороги, началось солончаковое плато, каменистое с колдобинами. Ну и первые дюны сегодня появились. Нам, правда, не очень повезло — перед нами было много стартовавших. Часть мотоциклов и джипов уже «сидело» в песках, пришлось их объезжать, кому-то там оказывают помощь, приходилось искать траектории объезда. Мы наверно на этом потеряли минут десять. А в целом всё нормально, первый серьезный марафонский день. Изюминка, наверно, последний крутой спуск. Здесь участникам было приятно увидеть финиш, океан, прекрасный пейзаж и зрителей.
— В прошлом году тоже был подобный спуск, но кажется не такой крутой?
— Мне тоже показалось, что в этом году круче (смеётся), в прошлом году спускались другим каньоном, я передачи добавлял, а в этом пришлось подтормаживать».
Владимир Демьяненко почувствовал, что такое гонка на грузовике.
Штурман экипажа Ильгизара Мардеева Владимир Демьяненко до сих пор не имел опыта стартов на грузовых автомобилях, хотя с небольшими перерывами успел поездить в легковой категории в качестве штурмана практически со всеми ведущими пилотами страны. Но, кажется, Владимир не очень доволен сегодняшним днем.
«Я сегодня могу поставить себе лишь «троечку», — говорит штурман. В один момент мы даже практически потерялись. Случилась небольшая загвоздка, пропустили вперед три машины, а в пыли навигация очень сложная, дорогу не видно практически. При этом много развилок «мимо» роуд-бука. Достаточно долго я был не в легенде, просто ехали за другими машинами. В какой-то момент мы обогнали бразильца Де Азеведо на «Татре», я не дочитал французский комментарий в роуд-буке на французском о том, что после спуска с одной из дюн есть дорога по которой можно объехать следующую дюну. Мы начали ее неудачно штурмовать, как появился отставший Де Азеведо, мы опять его пропустили вперед. Я пытаюсь внутренне найти себе оправдание – сегодня было физически очень тяжело, вчера я почувствовал, что это такое гонка на грузовике. Но сегодня было вдвойне тяжелее, чем вчера. Организм еще не «вкатился» в гонку. Надеюсь, что завтра я буду уже в форме».