Участникам ралли «Шелковый путь» придется преодолеть пески

Полтора месяца остается до того момента, как с Красной площади Москвы в сторону Сочи выдвинется караван третьего выпуска международной гонки серии «Дакар».

 На этот раз совместный российско-французский проект – ралли «Шелковый путь» – должен связать две столицы Игр – прошлых лет и будущих. Но, чтобы искупаться в шампанском на крыше гоночного автомобиля в олимпийском Сочи, участникам еще нужно собрать в свою копилку все семь этапов, проложенных через Липецк, Волгоград, Астрахань, Ставрополь и Майкоп.

Организаторы торопятся, разведка маршрута марафона, которую здесь именуют не иначе как по-дакаровски реконессансом, еще в самом разгаре. Из-за капризов природы ее пришлось отложить почти на месяц. Зато сейчас экспедиция работает в таком режиме, что на сон едва остается время. Пока земля в средней полосе России просыхает от снега, группа реконессанса из шести джипов и грузовика бороздит юг России. Дело в том, что прежде чем на «Шелковый путь» вступят участники, его должна тщательным образом подготовить и испытать на себе экспедиция реконессанса. Тот этап, что гонщик пролетит за четыре часа, группа разведки готовит в среднем три дня.

Весь маршрут российской серии прокладывается по всем устоявшимся на «Дакаре» правилам. Все этапы, вплоть до мельчайших деталей – ям и камней, прописываются в «дорожной книге», которую еще в ралли-рейдах именуют «роуд-буком», или «легендой». Ее авторами являются многократные обладатели «Золотого бедуина» Жан-Пьер Фонтене и Жиль Пекар. Они смеются, что, «когда гонщики выигрывают, они считают это своей заслугой, а когда приходят последними, винят роуд-бук».

– «Дорожную книгу» пишут на ходу, и когда мы идем со скоростью 50 километров в час, то должны четко представлять, что участник здесь будет мчаться на скорости в три раза выше нашей, – рассказывает Жан-Пьер Фонтене. – Поэтому все неровности и обрывы они будут чувствовать совершенно иначе. В свое время мы сами через это прошли.

А вот платформу для «легенды» готовит российская сторона. Исполнительный директор ралли Сергей Гиря, на счету которого не один десяток марафонов, говорит, что рисовать на карте маршрут третьего выпуска марафона группа, куда вошли легендарный российский штурман Сергей Таланцев, известный гонщик Владимир Королев и директор по безопасности ралли Виктор Соколов, приступила сразу по окончании предыдущего марафона. Жан-Пьер Фонтене и Жиль Пекар назвали маршрут идеальным, правда, некоторые коррективы все же пришлось внести. Опять-таки из-за капризов погоды.

– Каждый этап интересен по-своему, в средней полосе России хорошие гоночные скоростные участки, проложенные по разным типам дороги, на юге – степи, пески и горы, – говорит Сергей Гиря. – А вот экватором гонки станет Астрахань, именно здесь развернется главная интрига ралли.

Вообще, нынешняя гонка обещает стать гораздо интересней двух предыдущих выпусков и, естественно, сложнее. Протяженность всего маршрута четыре с лишним тысячи километров, из них на спецучастки приходится больше двух с половиной тысяч, что на 400 километров больше, чем в прошлом году.

Руководитель проекта «Шелковый путь» Семен Якубов пообещал участникам столько песка, что засыпаться в нем рискуют даже легенды автоспорта. Почти 400 километров пути закольцованы в степи и песочницах, дюны которых возвышаются на фоне маковых полей. В апреле дожди немного подмочили эти места, и пока песок довольно плотный, но к середине лета он так подсохнет, что станет почти непроходимым. Дюны под Астраханью коварны, неизвестно, что кроется за их пиками. Возможно, небольшие волны, а то и такой обрыв, что спускаться придется почти вертикально. В пески участники ралли доедут к 12 июля, то есть тогда, когда здесь стоит почти 40-градусная жара и днем дует коварный ветер, скручивая дюны в «барашки».

Во время разведки отдельные пики экспедиция реконессанса, в составе которой только опытные российские и французские гонщики, прошедшие «Дакар», брала далеко не всегда с первой попытки. Так, разведочный «КАМАЗ» взял одну из вершин только с третьего раза. У мастера своего дела Фарита Бадретдинова не было возможности разогнаться, слишком короткий вход в дюны. С трудом поднялись и некоторые джипы.

Когда же начнется гонка, у участников ралли времени будет в обрез, так что штурмовать песчаные горы им придется на большой скорости и желательно с первой попытки, иначе второй может и не быть. В прошлом году под Астраханью сошел с гонки легендарный пилот «Фольксвагена» Жиниель де Вилье. До этого он шел впереди всех, но астраханский участок сыграл с ним злую шутку. Вместе с ним здесь потерпели неудачу еще два именитых экипажа. Исполнительный директор ралли Сергей Гиря видит тому несколько причин:

– Гонщики не смогли совладать с собственными эмоциями и после быстрых степных дорог перестроиться на другую культуру управления автомобилем. Так будет и на этот раз. Те участники, что потеряют время на предыдущих этапах, постараются отыграться в песках, но усталость и быстрый темп сделают свое дело.

Сейчас экспедиция реконессанса бороздит просторы Ставрополья, после чего выдвинется в сторону Майкопа и Сочи. Разведку маршрута, проложенного по средней полосе, отложили до июня. Работать придется в авральном режиме, но ко дню старта 9 июля все будет готово на все сто процентов.